Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 08:51

Наша страничка
Наш опрос
Считаете ли вы интернет опасным для детей?
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Январь » 24 » Место ребенка в семье
14:19
Место ребенка в семье

Место ребенка в семье. Где оно?

Прежде всего это место возле родителей. Буквально, а не фигурально. Мама и папа должны быть доступны ребенку. Потому что именно с ними он решает свои возрастные вопросы, проходит кризисы.

С няней или бабушкой ребенок может просто играть, кушать, а рядом с мамой он взрослеет, строит отношения, которые будут основой его жизни, формируется как личность. Мама и папа – это координаты мира ребенка, его ориентиры, опоры.

У ребенка еще нет стабильных представлений об отношениях. «Проживая» свои возрастные кризисы ребенок экспериментирует с «границами», применяет на себя разные роли. Он склонен как будь-то «наезжать» на родителя. И в этой ситуации рядом должен оказаться мудрый, понимающий и уверенный родитель. Который поможет удержаться ребенку на «своем месте».

Месте - «на ступеньку ниже родителей». На зря говорят – следующее поколение. То есть, дети - это те, кто по колено. Ребенок естественно идет за родителями. Эта позиция, ни в коем случае, не делает ребенка менее важным. Это место отражает, уровень ответственности Родителя и Ребенка, а не ценность и важность каждого.

Родитель - конторолирует ситуацию, а Ребенок подчиняется. Вопрос в том, что мудрый Родитель принимает решение, учитывая интересы Ребенка, задачи его возраста, особенности характера.

Но бывают ситуации, роли путаются, ребенок оказывается главный. К этому его располагает позиция родителей.Такой ребенок не может уже решать свои детские вопросы, смело «проживать» возрастные кризисы, он должен решать вопросы семьи. Например, ребенок шести лет маме говорит: «О, молодец, как хорошо сделала!», когда она что-то делала для него; папе: «Я не хочу, чтобы ты смотрел телевизор». Выглядит мальчик не по возрасту серьёзным и тревожным, с ним практически не возможно ни о чем договорится. Родители чувствуют, что не являются для него авторитетом.

Или трехлетний мальчик говорит папе: «Уходи, я не хочу с тобой играть!» После чего папа обижается и выходит из комнаты. Вопрос. Кто в этой ситуации «ребенок», а кто «взрослый»? Сможет ли этот мальчик смело конкурировать с папой (а именно так поступают все трехлетние мальчики) — не боясь ранить родного человека. Или «проживать» свой кризис для него «опасно», «нехорошо»...

Это примеры, когда дети перепутали роли. В отношениях родитель – ребенок именно родитель несет ответственность за отношения. И если мама или папа чувствуют обиду в ответ на какие-то слова или проявления ребенка, - это верный признак, что роли перепутаны. Потому что сильный и главный не может обижаться на меньшего, менее опытного в общении человека. Человека, который только ищет, экспериментирует, пробует что ему подходит, а что нет.

Когда ребенок занимает место родителя, ребенку с этим очень тяжело. Во-первых, вопросы, которые ему приходится решать выше его понимания. Во-вторых, он тратит на их решение все свои силы, которые нужны ему для решения вопросов по возрасту. А их, как вы могли убедиться, и так немало.

Такие дети выглядят, беспокойными, быстро устают и склонны перевозбуждатся. Они могут быть активными и неуправляемыми или наоботор скованными (черезмерно). Попробуйте вспомнить ситуацию, про которую говорят «чувствовала себя не в своей тарелке» - это неприятная, тяжелая ситуация. А если это хронически?

«Правильное» место ребенка дает ему ощущение защищенности и тепла, стабильности и уверенности в себе, чувтва, что меня принимают.

Как ребенок понимает, где его место в семье? Через разные повседневные ситуации. Понаблюдайте, пожалуйста что, в каких ситуациях и как часто Вы говорите про членов семьи, которые отсутствуют. Про папу, который ушел на работу или старшего ребенка -школьника. Почему они уходят? Когда они вернутся? Что они делают там, без ребенка? Что будет когда все вернутся? Ребенку очень важно чувствовать целостность семьи, ее стабильность. Для него во многом это определяет и его стабильность и стабильность его места в семье.

Обратите внимание, как в Вашей семье проходят завтраки, обеды и ужины. Часто ли Вы собираетесь за одним столом? Как Вы сидите? Кто за столом главный? Комфортно ли Вам всем вместе и на своем месте?

Часто бывает что детей кормят отдельно. Всегда. Тогда где ребенок увидит, что у папы с мамой тоже есть потребности (они кушают), им для этого требуется время.

А еще совместный ужин — это как «скульптура семьи», которую мы делали на семинаре. Ребенок может в полной мере «прочувствовать» свое место. Для него, очень важно чувствовать себя на своем месте.

У каждого ребенка в доме должно быть свое место. Место где сложены его вещи, игрушки. Место, где он спит. Посмотрите на такое место со стороны. Какое оно. Насколько оно постоянно или Вы складываете его вещи то там, то здесь? Уютно ли там ребенку, комфортно ли там ребенку играть. Свободет ли он там или полки прибиты высоко и достать игрушки он не может. Соответствует ли оно его возрасту (какой стол, может ли он там уедитися, если захочет). Собственное пространство очень важно. Оно дает ребенку ощущение защищенности.

Чем старше ребенок становится, тем вожнее и актуальнее становится этот вопрос. Хотя каждый ребенок обязательно будет раскладывать свои вещи по всему дому. В переводе с детского языка это означает «я здесь есть!». 

Елена Близнюк, детский психолог и Алина Дудченко, детский психолог, руководитель Клуба "Кенгуру"
Источник "Кенгуру"
Просмотров: 487 | Добавил: RodiKon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz