Как выбрать лучшую систему воспитания детей? И существует ли последовательная русская методика такого воспитания?Я никогда не любила читать инструкции, за это меня очень долго ругали
родители, мне всегда было проще изучать предмет руками, для меня Стив
Джобс придумал айфон, у которого нет никакой инструкции. Так и за всю
мою пред- и постматеринскую жизнь я не прочла ни одной книжки — ни о
том, как готовиться к родам, ни о том, чего ждать, когда ожидаешь и
когда не ожидаешь. Потому что я считаю: к чему бы ты ни готовился,
то, с чем ты потом живешь, не имеет к твоей готовности и ожиданиям
никакого отношения. Ни роды ни на что не похожи, ни ребенок. Но
поскольку после каждой колонки читатели советуют мне либо обратиться к
специалисту, либо прочесть специалиста, а главное, быть
«последовательной и предсказуемой», я решила выбрать для себя
какую-нибудь последовательную и предсказуемую систему воспитания. Вообще-то,
меня воспитывали по Споку, и все было хорошо, только вот научить меня
спать по Споку у родителей не очень получалось: я не спала и рыдала — и
на второй день, и на третий, и на сто тридцать третий, ничего не
помогало. На этот случай у Спока, которого родители читали в Москве в
1984 году, было написано, что если ничего не помогает, надо просто
посадить беспокойного ребенка в машину и покатать его. На этом мое
воспитание по Споку закончилось. Потому что воспользоваться этим советом
они никак не могли, потому что машины у них не было, а значит, ломалась
и вся последовательность действий. За последнюю неделю я изучила
все посоветованные мне комментаторами книги по воспитанию: Эми Чуа
«Боевой гимн матери тигрицы», «Ребенок и уход за ним» Спока, «Что
делать, если» Петрановской, «Как любить ребенка» Корчака, «Разговариваем
с ребенком. Как?» Гиппенрейтер, «Разговор с родителями» Винникотта,
«Французские дети не плюются едой» Памелы Друкерман. Я пыталась собрать
всю информацию о разных системах воспитания в разных странах. В
Японии, например, детей воспитывают по схеме «до 5 лет ребенок — Бог, от
5 до 12 — раб, а после 12 — друг». Китайская мать Эми Чуа в своей
книге-исповеди рассказывает, что китайская система заключается в том,
что ребенок примерно всю жизнь — раб, но как это иногда неудачно
выходит, если применять китайскую методику в Америке. В некоторых
кавказских культурах мальчиков до 6 лет воспитывает мама, потом он
уходит жить на мужскую половину и его воспитывает отец. Про аидише маму
всем и так все известно. Французы воспитывают детей незаметно, чтобы и
они были незаметными и не мешали жить родителям. При прочтении
каждой книги я проникалась описанным методом. Японская система позволила
мне расслабиться: моим детям обоим до 5, и можно ничего не делать и
надеяться, что после 5 мы перейдем на восточную систему и забота о
воспитании мальчиков станет проблемой отца. Благодаря французской
системе я за три дня научила Яшу «делать ночь» (чтобы он вообще не
просыпался). После прочтения китайской решила, что Лева пойдет учиться
играть на баяне, и плевать, что он думает об этом, потому что все
китайцы учатся музыке и их никто не спрашивает. Гиппенрейтер научила
меня разговаривать с детьми, чтобы их слушать, Корчак — любить,
израильтяне научили не обращать внимания на то, что дети едят песок, и
так далее. А поскольку я читала их подряд, то ни последовательности, ни
предсказуемости на этой неделе у меня не было. Я стала напоминать
себе мэра Москвы, который пытается что-то сделать с подведомственным
городом и не знает что: велодорожки, как в Нью-Йорке, бульвары, как в
Тель-Авиве, велопрокат, как в Париже, автомобильные развязки, как в
Токио, — хочется взять отовсюду самое хорошее за неимением русского и
очевидного. Потому что то, чего я так и не нашла, — это русский путь. Русское воспитание. Русские дети — они какие? Умные? Вежливые? Тихие? Громкие? Поздние? Ранние? Улыбчивые? Угрюмые? Советское
государство очень четко отвечало на вопрос, что делать с детьми и
какими они должны быть. Бодры, веселы, ответственны, задорны, пионерны.
Родил, полтора года посидел, отправил в детский сад, потом в школу,
потом в университет, потом по распределению. Орать на детей — абсолютно
естественное занятие. Бить по особым случаям. Советские люди были
запуганные, но душевные. Более того, русские черты воспитания и
взращивания становились особенно хорошо видны в поколении эмигрантов.
Например, знаю одну женщину, которую чуть не лишили родительских прав
через несколько месяцев ее эмиграции, потому что соседи пожаловались на
нее в полицию: она выставляла младенца зимой на балкон. Это же и есть
самое русское — чтобы воздухом дышал. Но все рухнуло. И как и во
всех областях (образование, медицина, экономика), в области воспитания
нет никакой «русской идеи», нет никакой преемственности, нет даже
элементарной логики. Мы не можем воспитывать, как нас воспитывали, хотя
бы потому, что нас воспитывали в другой реальности. Из детства у
нас в компании есть четкие представления о том, что значат «свои» и
«чужие»: не били в детстве, читали взрослые стихи, рассказывали о
диссидентах, учили быть антисоветскими в рамках советской реальности,
читали «Илиаду» и первое издание «Муми-тролля» и Толкиена, учили логике с
самого начала, вставать, когда взрослый входит, не ругаться матом, не
употреблять слово «блин», читать, не торчать перед телевизором, смотреть
новости, не просить в магазине все купить, потому что это все равно
невозможно, самому делать свои уроки, самому ходить в школу. Сложно
назвать это «русским» воспитанием, скорее «интеллигентским», но и его
теперь трудно применить. Разве теперь отправишь ребенка одного в
школу до старших классов? Как читать ему «Муми-тролля», если он хочет
читать «Квак и жаба» или еще что-нибудь из тысячи наименований в детской
литературе? А место ему уступать негде, для него самого-то места нет,
новости пусть лучше не читает, и так далее. Да и каков результат
более-менее одинакового воспитания? Кто-то вырос вежливым и
трудолюбивым, кто-то сбежал из дома в 16, а кто-то живет с родителями до
сих пор, кто-то уступает место и ругается матом, покупает в магазине
все что хочет, так и не сделал никаких уроков. Кто-то с родителями
уважительно, а кто-то абы как. Из общего у нас только книжки и отношение
к новостям. Точно так же мы и воспитываем своих детей — то ли в
доброте, то ли в строгости, то ли здоровыми, то ли умными. Даже наше
общее интеллигентское воспитание расщепилось на сотни подвидов. Общей
модели не сложилось. Ну да ладно, бог с ней, создам свою. Но
хорошо бы появился мне в помощь какой-нибудь инкубатор методик, который
бы с помощью запросов (хочу, чтобы спал, чтобы выучил два языка, чтобы
любил трудиться, стремился к успеху, но не был карьеристом, добрый,
отзывчивый, но не мяфа, дружил бы крепко, но не был бы слишком подвержен
влиянию) выдавал бы твою личную последовательную методику. Ну, а заодно
гарантировал бы, что из ребенка не вырастет невротик, а ты в результате
этого воспитания не окажешься одинокой старушкой в доме престарелых,
которую дети отказываются навещать. Источник www.snob.ru
|